Каким образом в России осуществляется кадастровый учёт различных объектов недвижимости

Основными нормативными и законодательными актами, регламентирующими государственный кадастровый учёт недвижимого имущества, сегодня считаются:

  1. Национальный закон РФ под № 221-ФЗ, принятый 24 июля 2007 г. (актуальная версия по состоянию на 01.12.2015). Далее по тексту ЗАКОН.
  2. Приказ за № 42, изданный Минэкономразвития России 04.02.2010.
  3. К числу основополагающих документов следует отнести также письмо организации, упомянутой в п.2, за № Д23и-1165, опубликованное 29.04.2013 в котором разъясняются отдельные положения закона 221-ФЗ.

Вопросы постановки на учёт прямо прописаны в третьей главе упомянутого закона.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-35-33 (доб. 306) — Москва

8 (812) 309-52-81 (доб. 861) — Санкт-Петербург

8 (800) 333-45-16 (доб. 608) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Закон о кадастровом учете

Федеральный закон о госрегистрации прав на недвижимость

Когда следует выполнять упомянутый учёт

Формирование объектов кадастрового учёта проводится:

  • при создании, либо образовании новых (классифицируется, как постановка на учёт);
  • если они прекращают своё существование (классифицируется, как снятие с учёта);
  • когда изменяются характеристики, присущие только указанному объекту, и являющиеся уникальными, либо изменения затрагивают информацию о данном объекте, упомянутой в пунктах с 25 по 30, а также, начиная с п.7.9.11 и заканчивая пунктом 25.1 во второй части седьмой статьи ЗАКОНА.

Операции по снятию (постановке на учёт) в остальных случаях проводится, если ЗАКОН не определяет иной порядок, по факту подачи заявления, оформленного согласно установленной форме, необходимым приложением к которому являются определённые документы, скомплектованные в единый пакет (смотри ниже).

В течение, какого срока требуется поставить объект, относящийся к недвижимому имуществу, на подобный учёт.

Постановка на учёт вновь созданного объекта, равно как и любой его доли (части), либо учёт произошедших изменений проводится в 10-дневный срок, исчисляемый с момента получения заявления органом, выполняющим указанный вид учёта (если что-либо иное не прописано действующим законодательством). В отдельных случаях, рассмотренных в п. 14.1 второй части 7-ой статьи ЗАКОНА, указанный срок сокращается до трёх суток.

Подача заявления на кадастровый паспорт

Заявление на получение кадастрового паспорта

Если требуемые для кадастрового учёта документы орган учёта самостоятельно запрашивает в рамках информационного взаимодействия, существующего между различными ведомствами, сроки не меняются. Если заявление поступает через существующие центры (так называемые, многофункциональные), то сроки исчисляются с момента передачи поступившего заявления из указанного центра в органы, осуществляющие учёт.

Кто имеет юридическое право подачи заявления о кадастровом учёте

Право подачи заявления с просьбой о постановке (вариант, о снятии с учёта) имеет собственник указанного объекта недвижимости, и/или его официальный представитель. Последнему это право представляется в случаях, когда его полномочия подтверждены в порядке, установленном действующим законодательством.

С заявлением, в котором излагается просьба внести соответствующие изменения, имеют право обращаться лица, которые перечислены в предыдущем абзаце, а в ряде случаев, установленных законодательством, иные лица.

При возникновении ситуаций, рассмотренных в седьмом и тринадцатом пунктах второй части ст. 7 ЗАКОНА такое право предоставляется любому иному лицу.

Каким образом заявитель обязан представить необходимые документы

Заявление с приложением требуемого пакета документов может предоставляться заявителем (либо его официальным представителем) самостоятельно, либо передаваться через существующие центры, в которых оно принимается (многофункциональные). Оно подаётся в пределах того кадастрового округа, в котором объект располагается.

Необходимые документы для подачи на регистрацию недвижимости

Подача документов для регистрации

Следующий канал подачи, почта. При этом отправление должно быть оформлено с уведомлением отправителя о вручении адресату и описью вложенных материалов.

Если недвижимость располагается на территории нескольких округов, то заявление разрешено подавать в любой из них.

При подаче заявления сотруднику центра, следует получить от него заверенную личной оригинальной подписью (с расшифровкой фамилии и инициалов) опись тех документов, которые им приняты.

Какие именно документы нужно предоставить

Для того чтобы можно было осуществить государственный кадастровый учёт недвижимого имущества, необходимо предварительно подать пакет документов, в который входят:

  • план межевой (в тех случаях, когда речь идёт об участке земли, либо его части), с приложением копий документов, подтверждающих, что его границы согласованы со всеми соседями в порядке, предусмотренном законодательством. Последнее требование является обязательным в тех случаях, когда закон требует обязательного выполнения подобного согласования, а в плане отсутствуют указания на их проведение;
  • план, именуемый техническим, разработанный для всего рассматриваемого объекта или (в определённых ситуациях) для его части, включая ещё недостроенные объекты, либо документ (в копии), которым разрешён ввод учитываемого объекта в эксплуатацию. Последний документ организация, выполняющая кадастровый учёт, обязана запросить у соответствующих организаций самостоятельно;
  • акт проведения обследования, которым подтверждается ликвидация объекта (при снятии с учёта);
  • документы, которые являются подтверждением факта юридической легитимности прав лица, подающего заявку, если эту процедуру осуществляет представитель собственника недвижимого имущества;
  • план – карта участка, утверждённая в порядке, определённом гл.4.1 ЗАКОНА.

Документы на недвижимость

Необходимые документы для подачи на регистрацию недвижимости


Следующие документы подаются в копиях:
  • документы, которыми юридически закреплены права заявителя на регистрируемый объект (если учёту подлежат имеющиеся изменения). Предоставляется в тех случаях, когда информация, которой право собственности может быть подтверждено, отсутствует у органов, проводящих кадастровый учёт;
  • документ, которым юридически закреплены права заявителя на часть земельного участка (весь участок) и/или иное недвижимое имущество, либо наличие существующих обременений на рассматриваемый объект, имеющихся в пользу стороны, подающей заявление;
  • документ, которым подлежащий учёту участок земли отнесён к той или иной категории. Оформление запроса для получения подобного документа возложено законом на кадастровую организацию, проводящую учёт;
  • документ, официально подтверждающий разрешённое пользование настоящим участком. Этот и предыдущий документ сотрудники кадастрового учреждения должны запросить в порядке, установленном ч.5 ст.16 ЗАКОНА;
  • документ, подтверждающий факт произошедшего изменения в назначении подлежащего учёту недвижимого имущества или его части. Предоставляется согласно пятой части шестнадцатой статьи;
  • копия проекта выполнения межевания, заверенная представителем органа имеющегося местного самоуправления. Предоставляется только тогда, когда эта процедура прямо прописана в п.11 ст. 22 ЗАКОНА;
  • проект предстоящего межевания согласие на его проведение именно в указанном виде всех имеющихся собственников. Предоставляется в случаях, перечисленных в п.12 ст. 22 ЗАКОНА;
  • документ, согласно которому объекту, подлежащему соответствующему учёту, присваивается адрес (вариант, изменяется адрес). Должен быть запрошен органом, проводящим учёт, самостоятельно;
  • копии, подлинность которых удостоверена согласно действующему законодательству, договора, либо решения, поименованного в п.14.1 ч.2 ст.7 ЗАКОНА;

Все копии, кроме копий документов, предоставляемых местным самоуправлением, заверяются нотариально. Копии не нужны, если заказчик лично представил, при подаче заявки, оригиналы этих документов, которые копируются при нём и возвращаются владельцу.

Сотрудница копируют документы

Копирование оригиналов документов при подаче на регистрацию

Каким образом принимается решение поставить объект недвижимого имущества на упомянутый учёт

Вес работы по кадастровому учёту (КУ) проводятся только тогда, когда подобное решение принимается соответствующим подразделением организации, на которую возложено выполнение данного учёта.

Если выносится положительное решение о начале работ, то, не позднее одного рабочего дня, считая с момента завершения срока, прописанного статьёй семнадцать (часть первая) ЗАКОНА, орган, принявший указанное решение, обязан предоставить заявителю или его официальному представителю, подававшему заявку, следующие документы, которыми юридически подтверждается факт постановки объекта на соответствующий учёт:

  • при первичной постановке на учёт на объект оформляется, так называемый, кадастровый паспорт;
  • выписку об объекте, учёт которого проводился. В ней излагается новая информация о нём (если проводился кадастровый учёт изменений);
  • выписку о части (доле) объекта, поставленной на учёт. В ней излагается новая информация о ней (если проводился кадастровый учёт изменений, имевших место на указанной части, которая имеет обременение имущественных прав);
  • выписку о той единице учёта, существование которой (данного объекта) прекращено (когда он снимается с кадастрового учёта).
Получение кадастрового паспорта

Получение документов на недвижимость

В каких случаях выполненный учёт может быть приостановлен

Орган КУ приостанавливает осуществление указанного учёта, если это разрешено согласно ст. 26 гл.3 закона России № 221-ФЗ. Подобное решение принимается в следующих ситуациях:

  • при наличии противоречий в имеющейся информации по объекту и теми данными, которые предоставляет заявитель;
  • если хотя бы одна из имеющихся границ того участка земли, который ставится на соответствующий учёт, пересекает аналогичную границу любого иного участка, уже стоящего на учёте;
  • если часть местонахождения объекта (например, комната и т.п.), которое подлежит учёту, совпадает, даже частично, с расположением иного помещения, уже ранее поставленного на учёт;
  • пакет документов, которые требовалось подготовить, передан не в полном объёме;
  • поданное заявление или некоторые из предоставленных документов не соответствуют по своему содержанию, (вариант, по форме) требованиям, предъявляемым к ним законом;
  • ставящийся на учёт участок земли своей границей пересекает границы уже стоящей на учёте территориальной зоны;
  • одна или несколько границ участка земли, ставящегося на учёт, пересекает обозначенные границы уже стоящего на учёте муниципального образования;
  • площадь проходящего кадастровый учёт участка, которая проставлена в межевом плане, не совпадает по указанному значению на 10% или более со значением его же площади, проставленной в утверждённом проекте последующего межевания и т.п.
Мужчина объясняет причины отказа

Возможные причины отказа в принятии документов на регистрацию

Отказ в проведении учёта

Заявителю могут отказать в осуществлении кадастрового учёта, в нижеперечисленных случаях:

  • имущество, заявленное в качестве ставящегося на учёт, не относится к объектам недвижимого имущества, которые учитываются на основании положений ЗАКОНА;
  • если выделяемая часть (доля) упомянутого объекта, которую заказчик собирался поставить на учёт, по действующему законодательству выделена быть не может;
  • когда планируется постановка на учёт объекта, уже внесённого в соответствующие реестры учёта, но с пометкой, что информация о нём имеет характер и статус временной;
  • если заявление было подано лицом, не имеющим на выполнение указанной операции должных прав;
  • срок, на который приостанавливался учёт, истёк, а причины, послужившие этому, не устранены;
  • акт выполненного обследования, или один из предоставленных планов (технический, либо межевой), заверен лицом, не имеющим права ставить свою подпись под подобным документом;
  • представитель органа гос. власти, либо местного самоуправления на поступивший запрос проинформировали кадастровый отдел о том, что в их архивах отсутствует документ, требующегося для выполнения постановки на учёт, либо этот документ заказчик не подал по своей вине;
  • на дату подачи заявки срок, в течение которого имеющаяся утверждённая схема местонахождения участка земли на едином кадастровом плане, считалась действующей, истёк, а заявление подавалось именно со ссылкой на этот документ.

Специфика учёта ряда объектов в целом или частями

Если на момент осуществления процедуры учёта участка земли, внесённые в гос. кадастр сведения о нём классифицируется, как имеющие статус временной информации, в отношении её используются положения части четвёртой двадцать четвёртой статьи ЗАКОНА.

Снять участок земли с учёта можно только тогда, если это прямо предусмотрено 24 статьёй закона 221-ФЗ.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:
Комментарии к статье

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Оставить комментарий